Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Северный дублер Кутузовского проспекта: один аргумент за и семь — против

Юлия Судакова13 августа 2020 22 941
2024-01-30T15:21:09.875930+00:00
Северный дублер Кутузовского проспекта: один аргумент за и семь — против
Московские активисты вышли на защиту зеленой территории Западного округа столицы, где уже 10 лет планируется строительство Северного дублера Кутузовского проспекта (СДКП). Циан.Журнал разбирался в деталях этой истории.

Сейчас подготовка перешла из фазы ожидания к активным действиям. За эти годы проект утратил свою актуальность, а для его реализации требуется массовая вырубка деревьев.

Новая линия на карте

Как сообщает столичный стройкомплекс, Северный дублер Кутузовского проспекта протянется от Молодогвардейской транспортной развязки до делового центра «Москва-Сити». Длина основного хода дороги составит почти 11 км.

Из плана, опубликованного на сайте стройкомплекса, видно, что дублер Кутузовского проспекта повис перевернутым «коромыслом» на протяжении 4 км (между станциями метро «Парк Победы» и «Кунцевская»), практически прикасаясь к основной дороге — той самой, которую он призван дублировать.

«Платная магистраль станет продолжением автодороги Северный обход города Одинцово. Она пройдет вдоль путей Смоленского направления Московской железной дороги по промзонам, не затрагивая Яблоневый сад», — говорится на том же сайте.

Кстати, насчет Яблоневого сада у активистов несколько иные наблюдения: «Это манипуляция. Берем постановление правительства Москвы № 543 от 11 августа 2017 года: «4. Изменить границы объекта природного комплекса № 185 Западного административного округа города Москвы "Яблоневый сад на Кутузовском проспекте", исключив из его состава участок территории площадью 0,22 га и включив в его состав участок территории площадью 1,18 га». Думаете, Яблоневый сад будет увеличен, в него же что-то добавится? Нет! В приложении к постановлению показано, что в состав Яблоневого сада включается ... Яблоневый сад из района Дорогомилово, который до этого не был оформлен как парк. То есть по факту территория Яблоневого сада уменьшается!» — объясняет активистка Мария Байнова.

Северный дублер Кутузовского проспекта проходит либо полностью, либо частично в полосе отвода железной дороги, обещает все тот стройкомплекс, но и здесь выходит нестыковка: активисты утверждают, что на расстоянии менее 200 м будут расположены и школы, и детсады, и жилые дома.

«В проекте планировки перечислены адреса домов, где должны проводиться шумозащитные мероприятия. Изначально на публичные слушания был вынесен перечень домов, где будут менять окна на не открывающиеся, с клапанами для проветривания, но на слушаниях выяснилось, что в некоторых домах установлены газовые колонки — такие окна там ставить нельзя. Поэтому решили заменить эту меру просто на шумозащитные мероприятия. Список домов на замену окон был только в проекте на слушаниях, а в итоговый проект дублера замена окон не вошла. Но по этому списку мы можем сделать вывод о планируемом шумовом воздействии», — комментирует Мария Байнова.

Проект планировки представлен здесь. На стр. 10–11 приводится список домов, в которых будут менять окна: Славянский бульвар 1, 3, 5, корп. 1, 7, корп. 1, 9, корп. 1, 11, корп. 1, ул. Алексея Свиридова 1, 3, 5, 13, корп. 1, 15, корп. 2, 6, 8, Можайское шоссе, 2, ул. Ращупкина, 4, 6, 8, 10, 12, корп. 1, 14, корп. 2, 16, Багрицкого, 1, Гвардейская, 16, Красных Зорь, 19, 21, 37, 59, Полоцкая, 2, 4, Ивана Франко, 8, корп. 2, 18, корп. 1, 20, 22, корп. 1 и 2, 26, корп. 1 и 2, 30, корп. 1 и 2, Коцюбинского, 1, Рублевское шоссе, 3, 7, 11, ул. Герасима Курина, 4, корп. 1, 2, 4, 8, корп. 1, 2 и 4, 12, корп. 1 и 2, 14, корп. 1, 2 и 3, 16, 18, 20, 22, 36, 42, 44, корп. 1, Пивченкова, 1 корп. 1 и 2, Минская 3, 4, корп. 1, Василисы Кожиной 22, 24 корп. 1, 26.

В списке также оказались детский сад (ул. Ивана Франко, 28, корп. 1), поликлиника (Рублевское шоссе, 1), училище (ул. Герасима Курина, 10), тубдиспансер (ул. Тарутинская, 2). А в пределах 35–40 м от домов по улице Алексея Свиридова (№ 1, 3 и 5) и улице Герасима Курина (№ 36, 42 и 44, корп. 1) запланирована эстакада.

Очень статусная дорога

Градозащитники отмечают еще один важный момент: раньше статус новой трассы определялся как магистральная улица общегородского значения II класса, теперь же СДКП стал скоростной магистралью — это максимальный в России класс IА. Дороги таких категорий обычно проходят в обход населенных пунктов — в качестве примера можно привести МКАД (к слову, это единственная в пределах старых границ Москвы дорога такого класса).

Южный дублер Кутузовского проспекта/stroi.mos.ru

Северный дублер будет шестиполосным, сужаясь к району ММДЦ до четырех полос. Согласно заключению федеральной Государственной экологической экспертизы от 1997 года, шум от дорог таких классов распространяется на 500–700 м, а вредные вещества (свинец, бензопирен, тяжелые металлы, асфальтовая пыль и т. д.) — на 2,5–7 км.

И правда, в генплане Москвы дублер обозначен как улица. В постановлениях правительства Москвы № 542 и 543 от 11 августа 2017 года об утверждении проекта планировки дублер имеет признаки магистрали: не пересекается с другими дорогами на одном уровне, по нему не будет ходить общественный транспорт, у него нет тротуара.

Но ведь улица — территория общего пользования, к ней не может быть ограничен доступ, и она обычно не передается в аренду. В случае с нашим дублером все складывается иначе: он платный. Получается, налицо прецедент платной дороги в городе?

Стройкомплекс утверждает, что новая дорога сделает более комфортным въезд на платный дублер трассы М1 «Беларусь» и улучшит транспортную доступность районов Дорогомилово, Фили-Давыдково, Можайский, Кунцево и Филевский парк. Столичные водители, опрошенные изданием Metro, тоже считают трассу делом нужным.

Но против нее выступают местные жители — у них есть для этого веские основания.

Аргументы против

Проект был разработан еще 10 лет назад. С тех пор произошло множество изменений, которые перед началом нового строительства неплохо было бы учесть.

Во-первых, уже почти достроен Южный дублер Кутузовского проспекта. К слову, в отличие от своего северного собрата он бесплатный.

Южный дублер Кутузовского проспекта/stroi.mos.ru

Во-вторых, сам проспект превратился в бессветофорную скоростную магистраль. В итоге дублер получается скорее копией.

В-третьих, все это время активно развивалась инфраструктура для общественного транспорта: в 2016 году открыто МЦК, в 2018-м — Солнцевская линия метро, в 2019-м — МЦД-1 («Одинцово — Лобня»). Активисты напоминают, что для него были построены новые железнодорожные пути, и это урезало площадь для СДКП.

В-четвертых, как утверждают градозащитники, публичные слушания проекта были проведены с нарушениями. Их назначили в районе Фили-Давыдково на 19 часов 28 декабря, когда многие уже уехали на каникулы. Тем не менее пришло довольно много народу (правда, в зал их не пустили — тот уже оказался занят, как предполагают активисты, массовкой): «Я пришла в 17.30, и уже была большая толпа людей, — вспоминает активистка Татьяна Быкова. — На входе они показывали одинаковые справки, что работают в районе. Но затем некоторые из них выступали и представлялись жителями. При этом путали названия улиц, не ориентировались в районе, но выступали за дублер. Основная часть жителей Фили-Давыдково приходила на слушания после окончания рабочего дня, ближе к 19 часам, но организаторы их не пускали».

Ведущий слушаний депутат Мосгордумы Сергей Зверев предложил тем, кто не попал в зал, написать отзывы. Жители ждали на зимнем холоде почти два часа, но никого так и не впустили, зарегистрироваться как участникам не дали, бланки отзывов не раздали, рассказывает Татьяна Быкова.

После слушаний жители района собрали около 4 тыс. подписей против проекта и сдали их в префектуру. При этом в протоколе публичных слушаний было много однотипных отзывов за дублер, которые шли списком после отзывов реальных жителей. Аналогичная ситуация была и на слушаниях в Кунцеве.

В-пятых, сомнительным выглядит объяснение, что СДКП нужен для сотрудников «Москва-Сити», которые могли бы значительно быстрее добираться до своих офисов. В этом районе большие сложности с бесплатными парковками, а платные на той же Краснопресненской набережной стоят по 380 рублей в час.

«Неужели среднестатистический житель Подмосковья готов заплатить сначала за проезд до места работы 500–1000 рублей, а потом еще 380 рублей за каждый час своего рабочего времени?» — удивляются градозащитники.

«Возможно, в действительности все немного проще. Ни для кого не секрет, что в России (и особенно в Москве) есть категория людей, которые даже не замечают ежедневно тратящихся тысяч на парковки и на пользование платными дорогами. В основном эти люди живут в загородных особняках к западу от Москвы — им-то дублер и нужен», — объяснил Циан.Журналу один из опрошенных нами активистов.

В-шестых, при разрешенной скорости экономия по сравнению с ездой по Кутузовскому проспекту составит не более 2 минут. Так стоит ли овчинка выделки?

И есть еще седьмой — пожалуй, самый весомый аргумент.

Ампутация легких

Районы Западного округа Москвы часто входят в списки самых экологически благоприятных — благодаря «зеленому поясу». Если посмотреть на карту, то легко оценить, что зелени здесь и правда много. Но ее активно вырубают, сокращая право местных жителей на чистый воздух.

В рамках строительства СДКП часть зеленой территории придется принести в жертву — судя по всему, это основная претензия активистов к проекту. Несмотря на обещание стройкомплекса, что трасса пойдет в основном по промзонам, проект пролегает в непосредственной близости от домов и затрагивает зеленые зоны.

В список под спил попадает и расположенный в парке на улице Ивана Франко вековой дуб, с которым связана отдельная история. Это реликтовое дерево, которых в Москве почти не осталось. По словам заведующего сектором дендрологии Ботанического сада МГУ, кандидата биологических наук Григория Бойко, это дерево может прожить еще 300–600 лет. «Любой эксперт, который приедет на это место, скажет: уничтожать эту рощу нельзя», — заявил эксперт изданию Metro.

Активисты неоднократно выходили на защиту и дерева в частности, и парка в целом. Даже заглавное фото к петиции на Change.org (на момент написания материала она собрала почти 10 тыс. подписей) — все тот же дуб. «Это парки шаговой доступности, куда ходят отдыхать жители соседних кварталов. Самые большие вырубки на площади 7 га планируются в роще на Кутузовском проспекте. Также пострадают парки на Ивана Франко, Яблоневый сад на Славянском бульваре, зеленые насаждения по Старорублевскому шоссе и около Усовской ветки железной дороги», — уточняет Мария Байнова.

В распоряжении редакции есть заключение государственной экспертизы № в ЕГРЗ-77-1-1-3-018799-2019, в разделе «Охрана растительного и животного мира» которого сообщается: «На отведенных земельных участках предусмотрена вырубка зеленых насаждений в следующем объеме: в границах полосы отвода дороги — газон — 29 125,00 м2; кустарники — 2429 шт., из них с компенсацией озеленения (в денежной форме) — 776 шт.; деревья — 1785 шт., из них с компенсацией озеленения (в денежной форме) — 1247 шт. (хвойные — 20 шт., лиственные I гр. — 532 шт., II гр. — 204 шт., III гр. — 491 шт.); за границами полосы отвода дороги — газон — 16 405,00 м2 ; кустарники — 303 шт., из них с компенсацией озеленения (в денежной форме) — 177 шт.; деревья — 353 шт., из них с компенсацией озеленения (в денежной форме) — 154 шт. (хвойные — 1 шт., лиственные I гр. — 31 шт., II гр. — 27 шт., III гр. — 95 шт.); в отводе железной дороги — кустарников 109 шт., из них с компенсацией озеленения (в денежной форме) — 6 шт.; деревья — 75 шт., из них с компенсацией — 29 шт. (лиственные I гр. — 3 шт., III гр. — 26 шт.)».

То есть большинство (далеко не все) из свыше 2 тыс. деревьев будет компенсировано в денежной форме — подрядчики просто заплатят установленную сумму правительству Москвы, восстанавливать зелень не планируется.

Как утверждает муниципальный депутат Илья Яшин, проект до сих пор не прошел государственную экологическую экспертизу и противоречит закону Москвы «О защите зеленых насаждений». Тем не менее, по словам активистов, вырубка уже началась: с конца мая деревья промаркированы, а геодезисты ведут подготовительные работы.

И нашим, и вашим

Выход есть, считают активисты. Даже если дублер все равно решат строить, можно было бы не отделять его от Кутузовского проспекта в той самой зоне «коромысла», о которой мы говорили в начале — следует просто соединить участок от «Сити» с Кутузовским проспектом.

В итоге удастся сохранить зеленые зоны и не придется строить мост через Минскую улицу, эстакаду возле станции Кунцево и эстакаду через эстакаду Северо-Западной хорды (она должна пройти на уровне 10 этажа). Удастся сэкономить и на переносе коммуникаций, и на сносе Рублевского моста. По данным депутата Ильи Яшина, строительство всего проекта оценили в 40 млрд рублей.

К тому же, что уже практически никогда не принимается в расчет, не придется мучить местных жителей долгими годами стройки (по плану, срок реализации проекта — семь–десять лет). Чем не выход?

Активисты не опускают руки

История с противостоянием строительству СДКП имеет все шансы на победу активистов.

Как объяснила Циан.Журналу Мария Архипова (Баст), председатель Ассоциации адвокатов России за права человека, большинство нарушений прав застройщиками и чиновниками напрямую связаны с бездействием самих людей, которые вовремя не оформляют или вовсе отказываются оформлять право собственности, отказываются от юридических механизмов защиты, скептически относятся к шансу отстоять свои права, в том числе публично.

«В этом случае имеет смысл подать исковое заявление в суд, чтобы остановить вырубку и реализацию проекта до вступления решения суда в законную силу, изучить всю документацию, повлиять на проект, внести в него изменения и т. д. — сделать все то, что было бы в интересах жителей».

Мария Архипова (Баст),председатель Ассоциации адвокатов России за права человека

Судебный процесс позволил бы наложить обеспечительные меры на реализацию проекта на время, пока будет идти суд, появилось бы время для экспертиз, сбора мнений специалистов, да и сами жители района сформулировали бы, чем именно такой вариант проекта нарушает их права. Одновременно необходимо обратиться в прокуратуру с требованием мер прокурорского реагирования, рекомендует Мария Архипова (Баст).

Активисты уже судились с властями против проекта: в 2018 году они дошли до Верховного суда, но проиграли. Но руки они не опустили: буквально на днях стало известно, что Европейский суд по правам человека зарегистрировал новый иск на ту же тему.

Фото в начале статьи: stroi.mos.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#инфраструктура
инфраструктура
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru