Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
НовостройкиВторичнаяЗагороднаяКоммерческаяАренда

Хреновосибирск: народное творчество на карте города

Александр Матвеев1 апреля 2020 5 708
2021-04-27T14:56:10.077000+00:00
Хреновосибирск: народное творчество на карте города
Где находятся Борода, Лысина и Стринги и какие еще неофициальные названия есть в Новосибирске

Первое апреля в этом году выдалось не очень веселым: Новосибирск на карантине, и горожанам сейчас не до шуток. Но сидеть без дела на самоизоляции редакции N1 скучно, поэтому мы продолжаем рассказывать о родном городе. На улице пока не разгуляешься, но кто сказал, что нельзя гулять в воображении? Мы попросили нашего колумниста Александра Матвеева провести воображаемую экскурсию по Новосибирску. Тему выбрали соответствующую дате — неофициальные имена, которые народ со свойственным ему юмором дал разным точкам на карте города. Александр — один из авторов словаря таких топонимов. Предлагаем вам на время забыть о проблемах и погрузиться в океан народного творчества.

«Живой народный язык, сберегший в жизненной свежести дух… должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи», — писал в свое время Владимир Даль. Не решусь ставить себя и моего соавтора Ирину Ливинскую в один ряд с Далем, однако именно сохранением народного «новосибирского» языка мы с ней занялись, составив в 2015 году «Словарь региональной лексики и народных топонимов Новосибирска». В День смеха я выбрал наиболее забавные примеры массового креатива из нашего словарика.

Народные топонимы — то есть неофициальные наименования улиц, микрорайонов, зданий и других географических объектов города и его окрестностей — стали вторым и самым большим разделом нашего словаря: свыше 800 статей. Чтобы сформировать их, мы опросили более 6 000 местных жителей, так что авторами словаря выступают скорее не два филолога, а весь Новосибирск. «Неисчерпаемый родник» живой сибирской речи в хорошем смысле поразил нас: как и сотни лет назад, русское сознание иногда с добродушным, а иногда и с весьма едким юмором откликается на изменения вокруг себя. Итак, к топонимам.

Мы уже не замечаем, сколько экспрессии и выдумки заложено в привычные уху Мажордочку, Вшивую горку, Нахаловку или Тещин язык. Меж тем, это настоящие лингвистические находки. Интереснее всего наблюдать народные сравнения отдельных зданий и сооружений с какими-либо реалиями.

Так, в очертаниях жилого дома по Ядринцевской, 18 сибиряки разглядели Бабочку, бизнес-центра на Кирова, 48 — Валенок, а башен технопарка — Гусей (так же, прислушавшись к народу, официально назвали ресторан в одной из башен) или Кле'щи

Высотка по улице Гоголя, 44 протыкает небо, будто Шприц, а оформление фасада административного здания на проспекте Лаврентьева, 2/2 больно напоминает Тетрис

Своей Китайской стеной — длинным многоподъездным домом — может похвастаться едва ли не каждый район города, причем их жители бьют себя пяткой в грудь, убеждая, что именно их «стена» — первая, главная и, так сказать, каноническая. Спешу разочаровать: подобных Китайских стен полно и в других городах России. А вот Брестская крепость в Новосибирске всего одна — на Кропоткина, 127.

Так дом нарекли не только из-за его длины и формы, но и по названию улицы Брестской, которая проходит прямо под окнами «крепости

На новосибирских просторах можно встретить Утюг (ул. Советская, 64), Книжку (ул. Дуси Ковальчук, 179/2), Пентагон (ул. Мусы Джалиля, 11), Колизей (трибуны возле спорткомплекса НГТУ), Поганку (кафе в ТЦ Академгородка), Подводную лодку (кафе в Первомайском сквере), Корабли (девятиэтажки на ул. Терешковой), Шайбы (магазины на ул. Курчатова, 7/1, 11/1, 13/1 и 15/2) и даже Гробы (три здания на ул. Плахотного).

Единоличным лидером по числу народных прозвищ стал жилой дом на улице Коммунистической, 50 — их у него аж 15. Здание можно использовать для теста Роршаха: кто-то видит в нем Флэшку или Штепсель, кто-то — Зажигалку или Синий зуб, кто-то — Козла или Ослиные уши. Кому-то оно напоминает о 90-х (Распальцовка, Привет братве).

А наиболее популярное из его названий — Бэтмен — дано по схожести верха здания с маской известного супергероя

Но сильнее всего не повезло Бугринскому мосту — монументальному живописному сооружению, всероссийской теле- и кинозвезде, главному символу Новосибирска новой волны, которым восхищались госруководители всех уровней. Простые жители малость развеяли чрезмерный пафос вокруг моста, окрестив его Стрингами.

Намек не только на характерную форму арки, но и на ее «страстный» цвет

Кстати о цветах. Порой одного цветового акцента хватает, чтобы к дому прилипло народное прозвище. Так произошло, например, с девятиэтажкой на Авиастроителей, 1, которая из-за одной только красной полосы вдоль крыши стала Красной Шапочкой. Жилой дом по Немировича-Данченко, 14/4 — единственное белое здание в своем жилмассиве. Как не назвать его Белой Вороной? А офисные здания вдоль улицы Инженерной в приятных песочных тонах напоминают народу Пряники.

В Новосибирске можно зайти через Стакан (вход на станцию метро «Красный проспект» со стороны Дома офицеров), пройти по Кишке (переходу между Красной и Зеленой ветками метрополитена) и выйти прямо в Штаны (вход на станцию «Площадь Ленина» со стороны Вокзальной магистрали). Без комментариев.

Другой источник народного креатива — созвучия. Таким образом областная научная библиотека стала Воблой, университет геосистем и технологий (бывший НИИГАиК) — Гайкой, а ДК Октябрьской революции — Коброй. Как и в случае с Гусями, после открытия бизнес-центра «Кобра» рядом с ДК народный топоним перешел в разряд официальных.

А еще новосибирцы будто соревнуются в остроумии, «переименовывая» городские улицы. Бугоркова, ГертрУда, Карла-Марла, Кудатотудадзе, Сакушка… Думаю, об их официальных аналогах читатель догадается сам. Не менее забавны и народные названия кафе: «Ухмылка» вместо «Улыбки», «Рок-Сиськи» вместо «Рок-Сити», «Вилы-Весла» вместо «Вилки-Ложки».

Отдельного внимания заслуживают топонимы-фельетоны, которые одним своим существованием подчеркивают городские проблемы. Микрорайон «Березовый» зафиксирован в словаре как Большие Ипотеки. Огромный бизнес-центр на улице Советской, 37, видимо, из-за своей перенаселенности стал Китай-Городом. Инюшенский бор с добавлением всего двух букв стал Свинюшенским, намекая на недостойное поведение его посетителей.

Несмотря на выполненное укрепление каркаса, жилой дом по адресу Дуси Ковальчук, 250 так и остался в народной памяти как Падающий дом

Малые реки новосибирцы вовсе не жалеют. На звание Вонялки/Вонючки претендуют две Ельцовки: 1-ая и 2-ая, а Г**нотечками горожане кличут вообще любую небольшую речку. Думается, небезосновательно.

Народное сознание всегда если не противилось навязываемой официальной идеологии, то как минимум иронизировало над ней. В неподцензурной народной топонимике это проявляется, как нигде еще.

К примеру, Ленина в характерном плаще в окружении других советских монументов перед НОВАТом по-издевательски окрестили «Бэтмен и кордебалет»

Главные городские площади в народе прозвали площадью Тления, площадью Мракса и Лошадью Калинина, а сад Дзержинского — сквером Эдмундыча. 

Касается это и символов новой эпохи. Скульптурная композиция «Сибирские просторы», вдохновленная, на секундочку, официальным гербом Новосибирска, возымела народное прозвище «Хорьки крышуют»

Отдельные микрорайоны и населенные пункты, разумеется, тоже не остались без внимания сибиряков. Чаще всего в их народных названиях прослеживается криминальный оттенок — то ли в этом заложен страх, то ли гордость. Аббревиатуру КСМ, изначально означавшую «комбинат строительных материалов», первомайцы расшифровывают как «копай себе могилу». Поселок Северный называют Кулацким не из-за состоятельных крестьян, а потому что на этой рабочей окраине могли и поколотить. «ГЭС — страна чудес: приехал и исчез» — тут уже речь не о топонимике, а о полноценном фольклоре, чисто новосибирском. Наконец, топоним МЖКАД говорит сам за себя.

Некоторые неофициальные названия, такие как Криво-де-Жанейро и Пашингтон, — на первый взгляд, чуть более уважительные, но все же чуется сарказм. Забавнее всего с поселком Юный ленинец — его местные прозвали Помидорово. Казалось бы, какая связь? Все просто: рядом с ним расположен поселок Огурцово.

На Бердске народное творчество отыгралось по полной. То ли исходный «материал» хорош для игры слов, то ли бердчане креативнее других, но у их города оказалось в словаре девять народных прозвищ. Тут и Бедск, и Бредск, и Пердск…

И конечно, не осталась без внимания сама столица Сибири. Неофициальные названия для нее наши земляки придумали на любой вкус: от почтительного Наносибирск до унизительного Новосерск. Заголовок этой статьи, кстати, тоже взят из словаря.

На нескольких феноменах остановлюсь подробнее. Не секрет, что в здании храма Михаила Архангела на Большевистской в советское время располагался кинотеатр «Заря». Старшее поколение по привычке называет остановку транспорта «Зарей», а иногда и вовсе — «Храм „Заря“». И все бы ничего, да заря в переводе на латинский — lucifer…

Академгородок славен своим снобизмом и ментальным неприятием того, что он — лишь составная часть Новосибирска. Есть в Верхней зоне своя Мажордочка — перила напротив магазина по Морскому проспекту, 24, — где также тусуется прогрессивная молодежь.

Но опять-таки в пику остальному Новосибирску местные называют ее Минордочкой

Народные топонимы подчас настолько прилипучи, что «переселяются» вместе со своим носителем. Так вышло со сборным пунктом областного военкомата, который когда-то располагался на новосибирской улице Холодильной и прослыл в народе Холодильником. Позднее пункт переместили в город Обь, но призывники каждый год продолжают отправляться к местам службы «с Холодильника», не догадываясь, почему его так называют.

Как видите, иногда приходилось крепко поломать голову, чтобы проследить истоки народной мысли. Отнюдь не сразу можно понять, что Затулинку окрестили Зажимом путем сокращения: «ЗАтулинский ЖИлМассив». И все же происхождение ряда неофициальных топонимов так и осталось для нас с Ириной загадкой. Откуда взялись поэтичные Долина Нищих и Русская Америка (село Мочище) или сказочные Дедовья тропинка (близ Морского проспекта в Академгородке) и Воронья горка (лыжный спуск в Чемском бору)? 

Почему недостроенный корпус Института прикладной микроэлектроники СО РАН называют Головой Синяка, а старую часть поселка Садовый — Мертвым городом? Если у вас есть информация об этом или хотя бы аргументированная версия — обязательно «поясните за топонимы» в комментариях.

Не будем уходить из Академгородка: новый корпус НГУ студенты прозвали R2-D2. Согласитесь, сходство с персонажем «Звездных войн» и правда немалое

В сознании простых жителей цензуры нет никакой, а вот мы, формируя словарь, без самоцензуры обойтись не могли. Хоть мы и позволили себе немного хулиганства, ряд народных топонимов, собранных в ходе опроса, не попал в книгу по соображениям приличия и этики. В статье, полагаю, их можно перечислить: Фонтан-член (фонтан в сквере на Орджоникидзе), За*упинка (Затулинка), Б**денштрассе (улица Жуковского).

Тот самый фонтан

В предисловии к словарю мы оставляли контакты, по которым любой желающий мог бы пополнить нашу копилку. И она действительно пополняется. Больше всего нас повеселили Ключка-Мышка (Ключ-Камышенское плато), Дом моченых (Дом ученых) и «С бороды на лысину» (путь с площади Маркса на площадь Ленина). Бугринский мост, как выяснилось, со временем прозвали Зеленым — из-за того, что пробок на нем практически не бывает. Если и у вас есть чем поделиться, пишите на наш e-mail: slovar.Novosibirsk@yandex.ru, и быть может, благодаря вам новое издание словаря пополнится жемчужинами народного креатива.

avatar

Александр Матвеев,Журналист, писатель, краевед, внештатный корреспондент N1.RU

Подписывайтесь на Циан CRE в Telegram

#аренда#загородная недвижимость#коммерческая недвижимость#мнение#новостройка
арендазагородная недвижимостькоммерческая недвижимостьмнениеновостройка
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru