недвижимостьЦИАН - база объявлений о продаже и аренде недвижимостиhttps://www.cian.ru/help/about/rules-legal/НовостройкиГород

«Каменные стены» вокруг Петербурга: как живется в новых гетто?

16 770 11
«Каменные стены» вокруг Петербурга: как живется в новых гетто?
Жители пригорода Петербурга жалуются на пробки, дефицит магазинов и атмосферу «гетто»

За последнее десятилетие вокруг Санкт-Петербурга выросли города-сателлиты: Кудрово, Мурино, Новое Девяткино и другие. Кварталы многоэтажек привлекли сотни тысяч жителей, но не обеспечили их инфраструктурой. Как Северная столица планирует решать проблемы?

Стройка в поляхСвободной земли в границах Петербурга очень мало, причем в основном остались участки под точечные проекты. Поэтому в конце 2000-х девелоперы дружно обратили внимание на приграничные территории – поселки и деревни, за которыми простирались километры полей. Упрощал задачу и тот факт, что до недавнего времени вопрос строительства в Ленобласти курировался муниципалитетами, согласования проходили быстро.

ударными темпами

25-этажные новостройки росли, словно грибы. Местных коммуникаций не хватало, и дома подключались к городским сетям. При этом строительство детсадов и школ в многотысячных районах велось вяло. А ведь основными покупателями недорогого жилья были и остаются молодые семьи с маленькими детьми. Новые дороги не строились вовсе.

Однако квартиры все равно раскупались быстро. Во-первых, несмотря на официальную областную прописку, новоселы действительно оказывались почти в Петербурге. Настолько, что этим «почти» можно было и пренебречь, ведь до черты города можно буквально дойти пешком. Во-вторых, и это главная причина – покупателей привлекала цена.

Жилье на окраине стоит на треть дешевле городского: 60-70 тыс. рублей за кв. м. По цене оно сопоставимо с гатчинским, в 30 км от границы с Петербургом.

ТАКИХ ЦЕН НИГДЕ НЕТ 

Наши дома – то самое доступное жилье, о котором сейчас много говорят. Практически весь наш дом состоит из студий, «однушек» и евродвушек, но я сама смогла купить эту студию. В черте города таких цен нет – студия за 2 млн и евродвушка за 4 млн рублей.

Ирина Миронова, Западное Мурино

Из деревни в город

Так была застроена, например, деревня Кудрово. Согласно переписи, в 2010 году в ней жили 137 человек. В 2018 году одних только зарегистрированных жителей насчитывалось уже 20 тысяч. Эксперты говорят, что реальная цифра минимум втрое больше. 

Кудрово продолжает строиться

По данным КЦ «Петербургская недвижимость», объем предложения в Кудрово сегодня составляет 230 тысяч кв. м жилья. Однако локация постепенно исчерпывает строительный потенциал: многие жилые комплексы уже сданы или находятся в завершающей стадии строительства. При этом, как говорят жители, в часы пик на въезде и выезде из города (в 2018 году Кудрово получил статус города) приходится стоять в пробке не один час.

Еще один пример – поселок Мурино

В Мурино зарегистрировано около 20 тысяч жителей, а проживает в разы больше. 

Здесь также практически нет рабочих мест и социальной инфраструктуры, выехать на личном авто или общественном транспорте сложно. Но это единственный приграничный район, где есть станция метро.

В силу метрофактора Мурино в перспективе может стать крупнейшим пригородом Санкт-Петербурга. Шансы значительно улучшить транспортную доступность имеет и Кудрово, поскольку располагается внутри КАД. В целом в любом крупном районе массовой застройки, который генерирует маятниковые потоки в Петербург, большую роль играет внеуличная рельсовая связь с городом. Это может быть метро, скоростной трамвай, ЛРТ, электропоезда. В идеале таких средств связи должно быть больше одного.

Игорь Кокоревруководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg

В числе других приграничных районов с похожей историей – Бугры, Новое Девяткино, Янино, Красное Село. По данным КЦ «Петербургская недвижимость», в близко расположенных друг от друга Буграх, Мурино и Новом Девяткино объем ввода жилой недвижимости в 2018 году составил свыше 700 тысяч кв. м. Если учитывать объекты, которые уже находятся в активной стадии строительства и проекты с разрешением на строительство, то потенциал этой территории оценивается на уровне 1 млн кв. м жилья. В Янино в 2018 году было введено в эксплуатацию чуть более 150 тыс. кв. м жилья. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы начнется активное строительство в Красном Селе, что серьезно увеличит нагрузку на Красносельском шоссе.

гости к нам не попадают

Утром и вечером в пробках можно стоять по полтора часа. Даже в выходные друзья не могут приехать к нам в гости. Когда мы покупали здесь квартиру, застройщики обещали, что будут дороги, а проезды расширят. По факту ничего не изменилось. Но мы ждем строительства станции метро и не собираемся никуда переезжать: в черте города за эти деньги можно купить только комнату. 

Илья Зинчук, Кудрово

Проблемы «каменной стены»

Дефицит инфраструктуры

Критики «каменной стены» вокруг мегаполиса часто говорят о дефиците элементарных социальных объектов даже для взрослых жителей – магазинов, спортцентров, предприятий сферы услуг.  

Ради справедливости стоит заметить: первые этажи новостроек как раз предназначены под магазины, аптеки, салоны красоты и пр. 

Превращение в гетто

Однако сравнивать пригород Петербурга с американскими и европейскими районами новостроек, действительно превратившимися в гетто и уже снесенными, все-таки некорректно. Там строилось социальное жилье, куда переезжали неблагополучные семьи, у нас – жилье, которое молодые работающие семьи покупают для себя, часто – в ипотеку.

Транспортная недоступность

Пожалуй, справедливой критикой новых районов сегодня можно назвать плохую транспортную доступность. Но Петербург и Ленобласть готовы действовать сообща.

Возведение миллионов кубометров жилья в Ленобласти на границе с городом создает колоссальную нагрузку на инфраструктуру Петербурга, поэтому планирование такого строительства должно быть совместным. Мы подготовили законопроект «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге», в результате которого появится обязательный к исполнению документ – схема территориального планирования Петербурга и Ленобласти, которой будут придерживаться при планировании застройки оба региона.

Александр Тетердинкоруководитель фракции «Единая Россия» в ЗакСе Петербурга

Также решен вопрос с продлением метро в Кудрово: станцию начнут строить в ближайшее время. Сейчас определяется ее месторасположение. По данным КЦ «Петербургская недвижимость», уже в текущем году областные власти планируют начать строительство обхода Мурино в створе Гражданского проспекта, рассматривается строительство дороги в створе Пискаревского проспекта, продолжится возведение развязки с КАД. Обсуждается и строительство транспортно-пересадочных узлов – в Кудрово и в Мурино для разгрузки существующей транспортной сети.

Практически любой из рассмотренных пригородов имеет на подъездах или въезде узкие места, приводящие к регулярному появлению транспортных заторов, а значит, нуждается в развитии улично-дорожной сети и в новых магистралях. Однако надо учитывать, что решение проблемы в одном месте может просто перенести ее в другое, поэтому развитие общественного транспорта для таких проектов все же несколько важнее».

Игорь Кокоревруководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg

мы не смогли там жить 

Мы купили квартиру, но быстро поняли, что не сможем там жить: ребенку нужен сад, пришлось возить в город, вставать в 6 утра. Скорая приезжает через два-три часа, медицина платная, поскольку одна амбулатория на весь район с потоком не справляется. Мы смогли переехать. По опыту своих бывших соседей могу сказать: те, у кого есть финансовая подушка, переезжают. У кого ее нет, остаются.

Алексей Кононов, бывший житель Кудрово

Есть также мнение, что городские районы могут оказаться не готовыми к трафику из спальных городов-спутников. К примеру, улично-дорожная сеть Невского района проектировалась под нагрузки, запланированные генпланом 1980-х годов, когда на месте высоток в Кудрово были колхозные поля.

Сегодня современные концепции развития транспортной инфраструктуры города разрабатываются с учетом этих несоответствий. Например, новые городские нормативы градостроительного проектирования теперь определяют не только число социальных объектов, но и особенности улично-дорожной сети. Что же до предложения некоторых активистов отгородиться от сателлитов – Петербург на это не пойдет, говорят опрошенные ЦИАН.Журналом эксперты. По их словам, рано или поздно «каменная стена» станет частью Петербурга.

Фото:  Борис Лясковский

Комментарии 11
Валерия13 марта 2019, 13:23

Мы тоже пытаемся отстоять свои права! Наша деревня Девятское (Новая Москва, что за Щербинкой) - кадастровый квартал 77:20:0020401 входим в микрорайон Родники с многоэтажной застройкой, фактически немалым районом, так как в последние годы на всей территории, расположенной около транспортного узла станции Силикатная, что за Щербинкой города Москвы, произведена точечная застройка и население увеличилось в несколько десятков раз. Дорог нет новых, и никто их не строил. Хотя обещали, когда застраивали район. Улица Профсоюзная (г. Подольск) переходит в ул. Подольскую и далее в Рязановское шоссе с одной полосой в каждую сторону! И это не менялось последние 30 лет. Парков нет, мест отдыха нет, физкультурных комплексов нет, инфраструктура «голова на голове», наша деревня превратилась для всех рядом проживающих в место выгула собак, «гулянок» молодежи, имеем все «прелести» от соседства многоэтажек, т.к. людям просто некуда идти! Все проезжие части дороги заставлены автотранспортом, так как при точечной застройке парковочных мест нет. Тем не менее, планируется и уже торопятся осуществить застройку и дальше, на земельном участке 77:20:0020441:1271 имеющем вид разрешенного использования под сельскохозяйственное производство, кадастровый квартал 77:20:0020441, что идет по границе нашей деревни. Мы пытались выразить свой протест, нам не давали журнал, чтобы вписать наши отзывы о планируемой застройке, нас не пускали на публичные слушания, на слушания застройщик пригласил профессионалов- клак, которым платят, и они просто орали там, перебивая тех, кто смог туда пройти, вот ссылки на видео, что смогли снять, когда не пускали на слушания:

https://www.youtube.com/watch?v=kLVMnvhCKhQ&feature=youtu.be />
https://www.youtube.com/watch?v=qVMqw0eMHoc&feature=youtu.be
и это происходит в городе Москве! Что говорить за всю Россию, если у нас в Москве подобное допускается! Вот ссылка на видео, когда вызвали полицию, застройщик «Самолет» не имея разрешения на строительство, уже разрывает поле сельхозугодий!
https://www.instagram.com/p/Bt24-yshAdd/
Мы, граждане Российской Федерации возражаем, выражаем свое мнение – против застройки земельного участка 77:20:0020441:1271 многоэтажными домами. Дорог нет, парков нет, мест отдыха нет, еще дополнительной нагрузки в 10-20 тысяч человек мы не выдержим!!!

Ответить
Elena Glazunova13 марта 2019, 14:30

В Петергофе-Стрельне недорогие квартиры, как первичка, так и вторичка, городская прописка и практически без пробок. Сама живу в Старом Петергофе, езжу на работу в центр и никуда не собираюсь.

Ответить
ID: 2394605413 марта 2019, 14:35

Наплевательская политика-однодневка тех, кто у руля, фантастическое лобби застройщиков: на кону уже не просто прибыли, а сверхприбыли от продажи плохого жилья в домах плохого качества. Никому не интересно, КАК будут жить люди. Важно продать миллионы "квадратов".
Такая ситуация вокруг любого крупного города. В частности, что за ад сейчас происходит в Подмосковных Мытищах, Королёве, Балашихе, Щербинке (которая типа Москва)?!
Проблема в том, что безголовые планировщики сейчас плюют на элементарные нормы и логику.
Раньше города-спутники крупных городов строились вокруг собственных предприятий: научных институтов, заводов, сельхоз. комплексов и т.д. Население спутника жило и работало в одном городе, а не ломилось "на заработки" в Москву, Питер или еще куда. Сейчас производство развалено, работать и нормально зарабатывать можно только, если тащиться в "город" из своего "спальника". Вот и стоят люди часами в пробках или давятся в переполненных электричках.
А тут еще и толпы переселенцев в дешевые гетто, ведомые мечтой стать Москвичами, Петербуржцами и т.д.

Ответить
Беня.13 марта 2019, 16:10

Дешевые)) ага, вы бы слово дешевые в кавычки взяли ради приличия. 1,5-2 млн!!! И это дешево?

ID: 2394605413 марта 2019, 22:44

Да, это дёшево.
Иначе бы эти помойки-новостройки стояли полностью пустыми, а так только наполовину.
Примеры с ценами на недвижимость в столице и каменных джунглях вам привели авторы статьи.
Ради приличия поясню. "Дёшево", это не только конечная стоимость квартиры, как вы подумали. Это дешёвые материалы, дешевые проекты, дешевая инфраструктура.

Светлана14 марта 2019, 18:11

Дешёвое жильё??? Купили квартиру в "Новом Оккервиле", доложив довольно приличную сумму к деньгам,вырученным после продажи квартиры в Невском районе.(Спб). Очень довольны. Вот где точно Гетто-это Невский район Спб.

Никита14 марта 2019, 19:34

Чем «Новый Оккервиль» лучше невского района, если это совсем рядом?) оглянитесь вокруг, Кудрово с пивными магазинами будет настоящим гетто )

Ваня16 марта 2019, 10:39

Купив кв в Новом Оккервили, вы допустили очень большую ошибку. Уж лучше в самом плохом доме жить, но в Питере

Михаил Морозан

ПровереноЦИАН

Участник программы «‎Работаю честно»

Служба контроля качества регулярно проверяетобъявления данного агента
Узнать подробнее
16 марта 2019, 14:41

У Нового Оккервиля как раз перспективы хоть какие-то есть в отличии от самого Кудрово и дома классом повыше. Не стоит писать, что это хуже хрущевки или брежневки- сами в них живите и кайфуйте)

Игорь15 марта 2019, 9:40

Чего ожидать жителям ЖК "Цветной город" и ЖК "Новая Охта" от будущего восточного объезда Мурино и подключения в створ Пискаревского проспекта?
Материалы представленные на сайте являются субъективным мнением автора, основанным на находящейся в свободном доступе информации
http://road_newokhta_flowercity.tilda.ws/
[Ссылка]
Чего ожидать жителям ЖК "Цветной город" и ЖК "Новая Охта" от будущего восточного объезда Мурино и подключения в створ Пискаревского проспекта?
http://road_newokhta_flowercity.tilda.ws/

Ответить
Михаил Морозан

ПровереноЦИАН

Участник программы «‎Работаю честно»

Служба контроля качества регулярно проверяетобъявления данного агента
Узнать подробнее
16 марта 2019, 0:29

Санкт-Петербургу, как и любому мегаполису, нужны были районы будущих трущоб или гетто- они их сделали, это естественный процесс формирования городов с населением более 5 млн.. То, что у нас получилось именно так- наверное это ещё более-менее мягкий сценарий.... могло быть гораздо хуже...

Ответить
Сейчас обсуждают
редакцияeditorial@cian.ru